Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 11, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Утверждено:
Директор ГБОУ СО «ЕШИ 11»
О.А.Зайцева
29.08.2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе наставничества педагогических работников и
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 11, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные
программы»
1
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Положение) разработано
в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» (в части создания условий для организации
наставничества);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2020 № 766 «Об
утверждении целевой модели наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования»;
· Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего,
основного общего и среднего общего образования, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
· Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»;
· Устав ГБОУ СО «ЕШИ № 11».
1.2. Положение определяет цели, задачи, формы, категории участников, права и
обязанности, порядок организации и оценки эффективности системы наставничества в
ГБОУ СО «ЕШИ № 11» (далее школы).
1.3. Наставничество – форма индивидуальной работы, направленная на комплексное
сопровождение и поддержку участников образовательных отношений, передачу лучших
практик и профессионального опыта, способствующая их профессиональному,
личностному и социальному развитию.
1.4. Основные понятия:
• Наставляемый – педагогический работник (молодой специалист, вновь принятый
педагог, педагог, испытывающий профессиональные затруднения) или
обучающийся с ОВЗ, нуждающийся в индивидуальном сопровождении.
• Наставник – опытный педагогический работник, обладающий высоким уровнем
профессиональных компетенций, успешным опытом работы и готовый к передаче
своего опыта.
• Куратор (Координатор) наставничества - назначенное администрацией
Организации лицо (заместитель директора, руководитель методического
объединения, учитель-дефектолог), ответственное за организацию и контроль
реализации программ наставничества,
за групповое и индивидуальное
профессиональное сопровождение педагогов для решения комплексных задач,
таких как разработка и реализация АООП, программы развития школы, внедрение
инклюзивных практик и совершенствование коррекционно-развивающей работы.
• рабочих групп по разработке и коррекции адаптированных основных
общеобразовательных программ (АООП), программы развития школы.
2
1.5. Функции куратора в рамках наставничества
1. На этапе проектирования АООП:
· Проводит установочный семинар для рабочей группы по нормативно-правовой базе и
структуре АООП.
· Оказывает помощь в проведении анализа условий и ресурсов образовательной
организации для реализации АООП.
· Консультирует при постановке целей и задач АООП, формулировке планируемых
результатов.
2. На этапе реализации АООП:
· Осуществляет мониторинг процесса реализации АООП, посещает уроки и занятия
наставляемых педагогов с целью анализа эффективности применяемых подходов.
· Проводит регулярные консультации (индивидуальные и групповые) по возникающим у
педагогов вопросам.
· Организует и модерирует промежуточные обсуждения в рабочей группе, "мозговые
штурмы" для решения сложных педагогических задач.
3. На этапе анализа и корректировки АООП:
· Участвует в анализе результатов мониторинга динамики развития обучающихся.
· Помогает рабочей группе вносить своевременные коррективы в АООП на основе данных
анализа.
· Обобщает и представляет положительный опыт работы группы на педагогических
советах, методических объединениях.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Цели:
· Для формы «учитель-учитель»: Повышение профессионального мастерства и адаптация
педагогических работников, сокращение периода их вхождения в должность и коллектив.
· Для формы «учитель-ученик с ОВЗ», «учитель-дефектолог-ученик», «учительлогопед-ученик»:
Создание специальных образовательных условий для успешной адаптации, обучения,
развития и социализации обучающегося с ОВЗ.
. Для формы «куратор-педагоги»: обеспечение научно-методической и практической
помощи наставляемым педагогам (учителям, воспитателям) в проектировании и
реализации АООП, соответствующих особым образовательным потребностям
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Для формы «учитель- студент»:
Формирование и развитие практических профессиональных компетенций. Сформировать
у студента (будущего педагога) профессиональную идентичность, устойчивые
компетенции и внутреннюю готовность к самостоятельной педагогической деятельности
через передачу опыта, поддержку и совместную рефлексию.
2.2. Задачи:
· Для наставничества «учитель-учитель»:
· Ускорение процесса адаптации молодого или вновь принятого специалиста к
корпоративной культуре и традициям Организации.
· Оказание методической помощи в проектировании и проведении уроков/занятий, в том
числе с учетом принципов инклюзивного образования.
· Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.
3
· Профилактика профессионального выгорания.
· Для наставничества «учитель-ученик с ОВЗ»:
· Оказание обучающемуся с ОВЗ индивидуальной педагогической, психологической и
социальной поддержки.
· Развитие у обучающегося с ОВЗ социально-личностных, коммуникативных и жизненных
компетенций.
· Содействие в преодолении учебных трудностей и освоении адаптированной
образовательной программы.
· Помощь в построении конструктивных отношений с одноклассниками, учителями и
родителями.
2.3. Для наставничества «куратор-педагог»:
2.1. Организационно-координационные:
· Участвовать в формировании состава рабочих групп по разработке АООП для различных
вариантов (1-9).
· Организовывать и планировать работу группы (совместно с руководителем группы):
устанавливать сроки, распределять задачи между участниками.
· Координировать взаимодействие членов рабочей группы между собой и со специалистами
сопровождения для обеспечения комплексного подхода.
2.2. Методические и экспертные:
· Оказывать консультативную и методическую помощь наставляемым педагогам в:
· анализе рекомендаций Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и
индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида;
· определении специальных образовательных условий для каждого обучающегося с ОВЗ;
· проектировании содержания и структуры АООП (целевого, содержательного и
организационного разделов);
· разработке программ коррекционной работы, учебных планов и рабочих программ по
предметам с учетом нозологических особенностей обучающихся;
· подборе и адаптации учебно-дидактических материалов, включая специализированные
компьютерные технологии и средства обучения.
· Проводить экспертизу проектов АООП, разработанных рабочей группой, на предмет их
соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
для обучающихся с ОВЗ (ФГОС ОВЗ) и/или ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
· Актуализировать знания педагогов в области современной дефектологии, знакомить с
новыми методиками, технологиями и приемами работы.
2.3. Практико-ориентированные:
· Участвовать в проведении входной и текущей диагностики для определения актуального
уровня развития и зоны ближайшего развития обучающихся с ОВЗ.
· На основе диагностических данных помогать педагогам формулировать конкретные и
измеримые результаты освоения АООП (личностные, метапредметные, предметные).
· Демонстрировать наставникам на практике (через открытые занятия, мастер-классы,
тренинги) эффективные методы и приемы коррекционно-развивающей работы.
2.4. Для наставничества «учитель-студент»:
Обучить планированию: разрабатывать технологические карты и конспекты урока в
соответствии с ФГОС, формулировать цели и планируемые результаты.
4
· Отработать методические умения: подбирать и применять современные образовательные
технологии, методы и приемы обучения.
· Развить педагогическую технику: управлять голосом, тембром, мимикой, жестами,
занимать правильное положение в классе.
· Научить проектировать и использовать учебные материалы: создавать эффективные
презентации, рабочие листы, дидактические игры.
· Сформировать навыки контроля и оценки: освоить методы формирующего оценивания,
научиться объективно проверять работы и давать развивающую обратную связь ученикам.
3. Участники наставничества, их права и обязанности
3.1. Наставник:
· Назначается из числа наиболее опытных и авторитетных педагогических работников,
имеющих стаж работы не менее 5 лет, первую или высшую квалификационную категорию,
положительные результаты работы.
· Обязанности наставника:
· Разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план работы.
· Регулярно проводить консультации, беседы, совместный анализ деятельности.
· Оказывать практическую помощь в рамках выбранной формы наставничества.
· Соблюдать конфиденциальность.
· Отчитываться перед куратором о ходе реализации программы наставничества.
· Права наставника:
· На методическую поддержку со стороны администрации.
· На учет наставнической деятельности при проведении внутренней оценки качества
образования и аттестации.
· На материальное и/или нематериальное стимулирование в соответствии с Положением
об оплате труда Организации.
3.2. Наставляемый (учитель):
· Имеет право:
· На получение всесторонней поддержки и помощи со стороны наставника.
· Вносить предложения по совершенствованию процесса наставничества.
· Отказаться от наставника в случае объективной невозможности сложившихся
отношений, уведомив куратора.
· Обязан:
· Активно участвовать в реализации индивидуального плана.
· Прилагать усилия для профессионального роста и исправления выявленных затруднений.
· Отчитываться о результатах своей работы.
3.3. Наставляемый (обучающийся с ОВЗ) и его законные представители (родители):
· Имеют право:
· На индивидуальный подход и уважение личного достоинства.
· Участвовать в обсуждении и корректировке индивидуального плана сопровождения.
· Отказаться от наставничества в письменной форме.
· Обязаны:
· Соблюдать правила внутреннего распорядка Организации.
· Информировать наставника о возникающих трудностях.
· Активно сотрудничать с наставником.
5
3.4. Куратор назначается приказом руководителя образовательной организации для
методического сопровождения и координации деятельности рабочих групп по созданию и
доработке АООП, программы развития школы.
Имеет право:
· Запрашивать и получать от участников рабочей группы необходимую информацию и
документацию, связанную с разработкой АООП.
·
Вносить
предложения
администрации
образовательной
организации
по
совершенствованию процесса разработки и реализации АООП.
· Рекомендовать поощрение наиболее активных и результативных членов рабочей группы.
· Повышать свою квалификацию в области дефектологии и инклюзивного образования.
4. Формы и методы наставничества.
4.1. Для формы «учитель-учитель»:
· Индивидуальное сопровождение: Парная работа наставника и наставляемого педагога.
· Групповое наставничество (менторинг): Работа одного наставника с группой молодых
специалистов.
· Методы работы:
· Взаимопосещение и анализ уроков/занятий.
· Консультирование по вопросам разработки рабочей программы, АОП, проведения
диагностики.
· Совместное проектирование уроков с использованием современных образовательных
технологий, в т.ч. для детей с ОВЗ.
· «Мозговой штурм» для решения сложных педагогических ситуаций.
· Участие в работе методических объединений, педагогических советов.
4.2. Для формы «учитель-ученик с ОВЗ»:
· Индивидуальное тьюторское сопровождение: Наставник (тьютор) организует условия для
успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду.
· Наставничество по адаптации: Фокус на помощи в освоении школьных правил,
распорядка, налаживании контактов со сверстниками.
· Наставничество в обучении: Индивидуальная помощь в освоении сложных тем,
ликвидации академических задолженностей.
· Методы работы:
· Регулярные индивидуальные беседы и мониторинг эмоционального состояния.
· Совместное планирование учебного дня и недели.
· Организация ситуаций успеха для обучающегося.
· Проведение тренинговых упражнений на развитие коммуникативных навыков.
· Взаимодействие с родителями, классным руководителем, учителями-предметниками и
специалистами (психологом, логопедом, дефектологом).
4.3. Для формы «куратор-педагоги».
2. Основные формы наставничества
Формы работы куратора с наставляемыми педагогами подразделяются на индивидуальные,
групповые и дистанционные.
2.1. Индивидуальные формы:
· Консультации: Индивидуальные встречи для анализа конкретных ситуаций, связанных с
обучением ребенка с ОВЗ, помощи в интерпретации рекомендаций ПМПК, подборе
методов работы.
6
· Супервизия: Анализ трудных случаев из практики педагога под руководством куратора
для поиска оптимальных педагогических решений.
· Виртуальное сопровождение: Обмен сообщениями, голосовыми комментариями и
файлами через закрытые чаты (например, в Telegram, VK) или образовательные платформы
для оперативной поддержки.
· Совместное планирование: Разработка индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ) для конкретного обучающегося или планирование урока/занятия с учетом особых
образовательных потребностей.
2.2. Групповые формы:
· Рабочая группа по разработке АООП: Постоянно действующая проектная команда под
руководством куратора, коллективно создающая и корректирующая программную
документацию.
· Методический семинар (Семинар-практикум): Групповое занятие, на котором куратор
передает теоретические знания и отрабатывает с педагогами практические навыки
(например, "Адаптация контрольной работы для ребенка с ЗПР").
· Педагогическая мастерская: Занятие, где куратор демонстрирует авторские методики,
приемы и технологии работы, после чего педагоги проектируют их применение в своей
практике.
· Профессиональные пробы: Выполнение педагогами под руководством куратора
определенных задач в безопасной обстановке (например, проведение фрагмента урока с
использованием жестового языка).
· Разбор кейсов: Коллективный анализ реальных или смоделированных сложных
образовательных ситуаций для выработки алгоритмов действий.
· Фокус-группа: Обсуждение в группе педагогов конкретной проблемы (например,
"Мотивация учащихся с РАС на уроке") для генерации идей и поиска нестандартных
решений.
2.3. Дистанционные (смешанные) формы:
· Веб-консультация: Онлайн-встреча рабочей группы с использованием платформ для
видеоконференций (Zoom, Skype) для оперативного решения вопросов.
· Ведение вики-страницы или общего документа: Совместная работа над текстом АООП в
реальном времени (например, в Google Документах или на внутреннем портале школы) с
комментариями и правками куратора.
· Электронная база знаний: Создание куратором и пополнение педагогами общей папки с
методическими материалами, образцами документов, цифровыми образовательными
ресурсами.
Методы наставничества.
Методы – это конкретные способы взаимодействия, которые куратор использует в рамках
выбранных форм.
3.1. Методы передачи знаний и методического инструктирования:
· Лекция-инструктаж: Краткое и структурированное изложение нормативных требований
к АООП или алгоритма действий в определенной ситуации.
· Демонстрация: Показ куратором на практике работы с конкретным дидактическим
материалом, технологической картой, специальным оборудованием.
· Моделирование: Создание куратором модели идеального результата (например, образца
заполненного раздела АООП или сценария урока).
7
3.2. Практико-ориентированные и рефлексивные методы:
· Метод совместных действий ("Сделай как я"): Куратор и педагог вместе проводят
фрагмент урока, занимаются с ребенком, параллельно обсуждая каждый шаг.
· Наблюдение с последующим анализом: Куратор посещает уроки педагогов с целью
наблюдения, после чего совместно анализирует увиденное, выделяя сильные стороны и
зоны роста.
· Метод вопросов (Коучинг-подход): Куратор не дает готовых ответов, а задает наводящие
вопросы, помогая педагогу самостоятельно прийти к верному решению ("Что ты уже
пробовал?", "Какой результат ты хочешь получить?", "Что тебе может помочь?").
· Проектный метод: Коллективная разработка АООП как проекта, где куратор выступает
руководителем, а педагоги – исполнителями, отвечающими за свои участки работы.
· Метод "Мозгового штурма": Коллективная генерация идей по преодолению конкретной
педагогической трудности (например, "Как адаптировать материал по географии для
незрячего ученика?")
4.4. Для формы «учитель-студент» или «учитель-группа студентов»:
1. Методы диагностики и планирования
· Начальное интервью («входная диагностика»): Выявление ожиданий, сильных сторон,
зон роста студента.
· Наблюдение за работой наставника: Студент посещает уроки наставника с конкретными
заданиями (пронаблюдать за приемами мотивации, дисциплиной, вопросами к классу).
· Составление индивидуального плана развития (ИПР): Совместное определение целей,
сроков, конкретных шагов и форм отчетности.
2. Методы практического обучения и вовлечения
· Совместное планирование: От урока к целой теме. Наставник выступает как «думающий
вслух» эксперт.
· Моделирование («ученик в роли учителя»): Проведение фрагмента урока или занятия для
небольшой группы (или даже для одного наставника) с последующим детальным разбором.
· Постепенное включение в преподавание:
· «Ведение от простого к сложному»: Сначала — проверка работ, затем — проведение
разминки или этапа повторения, потом — объяснение новой темы, и наконец — целый
урок.
· Метод «Зеркальный урок»: Сначала наставник дает урок, затем студент дает урок по той
же теме в другом классе, используя адаптированный конспект.
· Анализ педагогических ситуаций (кейс-метод): Разбор реальных сложных случаев из
практики наставника (конфликт с учеником, работа с родителем, неудавшийся урок).
3. Методы анализа и рефлексии (самые важные!)
· Совместный анализ посещенных уроков: Как своих, так и уроков других учителей.
Использование структурированных схем наблюдения (что сказать, как задать вопрос, как
организовать групповую работу).
· Метод «Стикерного (цветового) анализа»: При просмотре видеофрагмента урока студент
помечает стикерами разного цвета успешные моменты и моменты для улучшения.
· Ведение дневника рефлексии (бумажного или электронного): Студент регулярно
записывает вопросы, инсайты, трудности. Наставник комментирует.
· Метод «Сильные вопросы»: Вместо готовых ответов наставник задает вопросы,
стимулирующие самостоятельное мышление: «Как ты думаешь, почему ученики не
8
включились в дискуссию на этом этапе?», «Какой могла быть альтернативная цель этого
задания?».
4. Методы поддержки и развития
· Коучинг-сессии: Фокус на раскрытии потенциала студента, его целях и поиске им же
собственных решений.
· Супервизия: Коллегиальный разбор сложной ситуации с привлечением других опытных
педагогов (более мягкий и поддерживающий формат, чем административный контроль).
· Знакомство с профессиональной средой: Вовлечение студента в работу методического
объединения, педсовета, педагогической конференции.
· Создание «банка ресурсов»: Совместный сбор полезных материалов, ссылок,
инструментов, контактов.
Принципы эффективного наставничества «учитель-студент»
1. Равенство и диалог. Отношения «коллега-коллеге», а не «начальник-подчиненный».
2. Доверие и безопасность. Возможность ошибаться и открыто говорить о проблемах без
страха осуждения.
3. Конкретность и измеримость. Обратная связь должна быть привязана к конкретным
фактам и наблюдаемым действиям.
4. Системность и регулярность. Встречи и взаимодействия должны быть не от случая к
случаю, а по заранее согласованному графику.
5. Рефлексивность. Постоянный совместный анализ процесса: «Что у нас хорошо
получается в нашем взаимодействии? Что можно улучшить?».
5. Организация работы по наставничеству.
5.1. Решение о необходимости закрепления наставника принимается администрацией
Организации на основании:
· Заявления молодого специалиста.
· Результатов внутреннего мониторинга качества образования.
· Рекомендаций школьного психолого-педагогического консилиума (ШППк)
Организации для обучающегося с ОВЗ.
· Заявления родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ.
5.2. Издается приказ директора Организации о закреплении наставников с указанием
сроков наставничества (как правило, от 6 месяцев до 1-2 лет).
5.3. Наставник и наставляемый совместно с куратором разрабатывают и утверждают
Индивидуальную программу наставничества, которая включает:
· Диагностику проблем и потребностей наставляемого.
· Цели и задачи на период наставничества.
· План совместных мероприятий.
· Показатели и критерии эффективности.
· Формы отчетности.
5.4. По итогам установленного срока куратор и наставник проводят анализ результатов
работы, который представляется на рассмотрение администрации Организации.
6. Оценка эффективности и поощрение наставников.
6.1. Оценка эффективности деятельности наставника проводится по следующим
критериям:
· Динамика профессионального роста наставляемого педагога (результаты диагностик,
открытых уроков, участие в конкурсах).
9
· Динамика личностных и учебных достижений обучающегося с ОВЗ (улучшение
успеваемости, адаптация в классе, снижение уровня тревожности).
· Положительные отзывы наставляемого, его родителей (для ученика), коллег и
администрации.
· Наличие и качество разработанных материалов (индивидуальных программ, методических
разработок).
6.2. Результаты наставнической деятельности учитываются при:
· Проведении аттестации педагогических работников.
· Представлении к поощрениям и наградам.
· Распределении стимулирующих выплат в соответствии с Положением об оплате труда.
7. Заключительные положения.
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором
Организации.
7.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в установленном порядке
и утверждаются приказом директора.
10